Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Станция юных техников

Адрес144002, Российская Федерация, Московская область, Электросталь, ул. Радио, д.38

Контакты администрации +7(496)574-68-48 ELSYT@yandex.ru

Образовательная программа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ» на 2018-2020 года

 

opr1820.PNG

Содержание:

 

1.

Информационная справка. Общие сведения о МОУ ДО «СЮТ»

 

 

1.1

Юридический адрес

 

 

1.2

Фактические адреса

 

 

1.3

Учредитель

 

 

1.4

Лицензия

 

 

1.5

Концептуальная модель МОУ ДО «СЮТ»

 

 

1.6 

Деятельность МОУ ДО «СЮТ»

 

 

1.7

Социальный заказ

 

 

1.8 

Режим работы МОУ ДО «СЮТ»

 

 

1.9

Контингент обучающихся

 

 

1.9.1.

 

Количество обучающихся в учреждении

 

 

1.9.2.

 

Возрастная характеристика детского коллектива

 

 

1.9.3.

 

Работа с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

 

 

1.9.4..

Результаты участия в мероприятиях различного уровня

 

 

1.9.5.. 

Характеристика педагогического коллектива.

 

 

1.9.6.

Коллегиальные органы МОУ ДО «СЮТ»

 

 

1.9.7.

Связи и контакты учреждения

 

2.

Аналитическое обоснование программы

 

3.

Миссия, цели и задачи МОУ ДО «СЮТ»на 2018-2020 гг.

 

4.

Содержание образовательного процесса

 

 

4.1.

Учебный план

 

5.

Характеристика инновационной образовательной деятельности

 

6.

Мониторинг качества образовательного процесса

 

7.

Управление реализацией образовательной программы

 

 

7.1.

Организационно-педагогическая деятельность.

 

 

7.2.

Структурная схема управления МОУ ДО «СЮТ»

 

 

7.3.

Кадровое обеспечение выполнения программы

 

 

7.4.

Информационные ресурсы образовательного учреждения

 

 

7.5.

Материально-финансовое обеспечение выполнения программы

 

 

Заключение

 

 

  1. 1. Общие сведения о муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Станция юных техников»

Учреждение было создано в  1944 г. как  городская станция юных техников,  структурное подразделение отдела образования г. Электросталь.

Переименована на основании Распоряжения №953-Р от 15.09.1994 года в Учреждение дополнительного образования «Станция юных техников».

 

1.1. Юридический адрес: 144002, Россия, Московская область, г. Электросталь,  

                                                               ул. Радио, д. 38;

1.2. Фактические адреса: 144002, Россия, Московская область, г. Электросталь, 

                                                               ул. Радио, д. 38;

  Телефоны:

8 (49657)  4-68-48;

Сайт: http://estalsut.edumsko.ru/

 Е – mail: elsyt@yandex.ru

1.3 Учредитель: Управление образования Администрации г.о. Электросталь

1.4 Лицензия выдана 17.11.2015 г. Министерством образования Московской  области Серия 50ЛО1 № 0006727.

       по 5 направленностям:

  • научно-техническая;
  • спортивно - техническая;
  • художественно-эстетическая;
  • экологическая
  • военно-патриотическая

Деятельность  муниципального образовательного  учреждения дополнительного образования  «Станция юных техников» городского округа Электросталь осуществляется в соответствии с нормативными документами в сфере образования: Конвенция  ООН «О правах ребёнка», Конституция РФ, Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», другими законодательными актами, решениями, распоряжениями Управления образования Администрации г.о. Электросталь, Уставом МОУ ДО «СЮТ».

 

1.5 Концептуальная модель МОУ ДО «СЮТ».

Направления деятельности МОУ ДО «СЮТ»:

  1. Информационно-методическая деятельность:

-  обеспечение содержания образования педагогов дополнительного образования соответствующего профиля, в том числе формирование проблемно- ориентированных баз данных в соответствии с целями и задачами деятельности;

-  координация взаимодействия с городским методическим центром, ГБОУДОД МО ЦРТДиЮ, ГБОУ ВПО МО АСОУ в сфере   кадровой подготовки специалистов дополнительного образования, единого информационного обеспечения учреждений дополнительного образования технической направленности и проведения конкурсных и спортивно - массовых мероприятий.

  1. Учебная деятельность:

-  учебная деятельность Станции юных техников, которая осуществляется через функционирование объединений   в соответствии с программами, утверждёнными на педагогическом совете;

- организационная деятельность, направленная на совершенствование содержания, форм, методов работы по развитию технического творчества;

- создание условий для разработки и внедрения различных программ по профилю (разноуровневых, интегрированных, авторских и пр.), анализ качества этих программ;

-анализ и систематизация профильной педагогической деятельности (существующей и формирующейся) с учетом территориальной, профильной специфики, категории детей, индивидуальной и коллективной деятельности;

отдельным направлениям деятельности Станции юных техников является учебно-методическое, содержательное и информационное обеспечение летнего оздоровительного отдыха.

  1. Научно-педагогическая деятельность:

-организация научно-педагогических исследований в области развития творческих способностей детей и подростков в соответствии с профилем;

-организация и методическая деятельность по разработке и внедрению форм спортивно - массовых мероприятий, направленных на развитие технического   творчества,   конкурсов, соревнований, конференций, фестивалей;

-экспозиционная деятельность (проведение тематических, авторских и пр. выставок,  конкурсов лучших работ учащихся педагогов школ и учреждений дополнительного образования города).

 

1.6  Деятельность Станции юных техников.

Деятельность СЮТ отличается личностно-деятельным характером учебного процесса, где ребенок может выбрать любое творческое объединение и в течение года переходить из одного объединения в другое. Развитие у обучающихся установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей.

Этому должен способствовать выбор методов и форм обучения, характерными чертами которого являются:

  • вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности учащихся;
  • направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;
  • личностно-ориентированная технология, которая способствует изменению системы взаимоотношений педагог - ребенок.

Образовательный процесс построен таким образом, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учащихся сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.

Организация занятий и структура каждого объединения регламентируются образовательной программой. Усилия педагогов направлены на создание развивающей, свободной, комфортной, доброжелательной, многообразной, располагающей к общению среды.

 

1.7 Социальный заказ.

   Социальный заказ, реализуемый  учреждением, складывается из нескольких составляющих:

 - федеральный компонент;

 - региональный компонент;

    - муниципальный компонент.

Социальный заказ федерального уровня отражен в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в котором основным предназначением учреждения дополнительного образования детей определено как «развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства». Как основное направление деятельности данная цель нашла свое отражение в Уставе Станции юных техников.

Региональный компонент социального заказа регулируется на областном уровне и предполагает участие воспитанников в областных проектах соревнованиях, выставках и конкурсах.

Муниципальный компонент предполагает проекцию государственных требований к работе учреждения в нашем городе. Это участие в реализации программ по молодежной политике, программы  летней оздоровительной кампании.

 

1.8  Режим работы Станции юных техников.

На Станции юных техников занятия в творческих объединениях организуются с понедельника по субботу. Режим работы с 8-00 до 20-00 часов. Станция юных техников работает в соответствии с годовым календарным графиком, согласованным с Управлением образованием Администрации г.о. Электросталь и утвержденным директором МОУ ДО «СЮТ» и расписанием занятий творческих объединений, утвержденным директором. МОУ ДО «СЮТ» организует работу с учащимися в течение всего календарного года -  до 36 рабочих недель проводятся занятия в объединениях.

Таким образом, режим работы Станции юных техников позволяет детям, которые посещаются ОУ как в первую, так и во вторую смену заниматься в творческих объединениях.

 

1.9 Контингент обучающихся

1.9.1. Количество обучающихся в учреждении

Направленность,

наименование творческих объединений

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Техническая направленность:

«Авиамоделизм», «Ракетомоделизм», «Автомоделизм», «Судомоделизм», «Картинг», «Автомногоборье», «Автокросс», «Радиоспорт». НТМ, «Информационные технологии», «Столяры-конструкторы», «Автоспорт», «IT-коснтруирование», «Робототехника», «Компьютерная графика», «Информационные технологии в экологии»

362

411

362

Художественная направленность:

«Декоративно-прикладное творчество», «Рукодельница», «Азбука дизайна», «Юные мастера», «Юный умелец», «Юный конструктор», «Керамика», «Художественный труд», «Технология приготовления пищи»

358

450

358

Естественно-научная направленность:

«Экология и люди»

40

60

 

Социально-педагогическая направленность:

«Подготовка допризывной молодёжи», «Школа безопасности дорожного движения», «Школа выживания»

45

99

 

ИТОГО:

902

1006

1035

 

 

1.9.2. Возрастная характеристика детского коллектива.

Анализ статистических данных контингента учащихся указывает на то, что среди

воспитанников объединений   преобладают дети младшего школьного возраста. За последние годы  увеличивается  количественный показатель детей среднего и старшего школьного возраста .

 

1.10. Результаты участия в  мероприятиях различного уровня

Учебный год

Количество призовых мест и участников

 

Городской

 

Областной

Всероссийский

ИТОГО:

2015 - 2016

16 

 17

36

 2865

2016- 2017

19

 19

 2

 40

 2493

2017 - 2018

17

 14 

0

 31

 3042

 

   Из таблицы видно, что педагоги Станции юных техников находятся в постоянном поиске  новых конкретных форм работы с детьми для выявления и поддержки творческих способностей каждого ребенка и привлечение их  к участию в конкурсах и выставках. Каждого педагога и каждого ребенка, которые приходят в МОУ ДО «СЮТ», несомненно, ждет успех, потому что атмосфера Станции юных техников необыкновенна и наполнена духом творчества и радостью открытий.

 

           1.11. Характеристика педагогического коллектива МОУ ДО «СЮТ»

Квалификация

Всего

% к общему числу пед. работников

 
 

Общая численность педагогических работников, из них:

                      

 

 

 

100 %

 

 

- руководители (директор, заместители директора по УВР)

 

3

27%

 

           - педагоги дополнительного образования, из них:

 

 

 

- основные

6

29%

 

            - внутренние совместители

3

14%

 

            - внешние совместители

9

43%

 

Имеют квалификационные категории:

-                                 всего

 

15

 

69%

 

-                                 высшую

12

55%

 

-                                 первую

2

9%

 

-                                 вторую

1

5%

 

-                                 не имеют категорию

1

10%

 

-                                 соответствие занимаемой должности

 0

  0% 

 

Образование

 

Всего

% к общему числу пед. работников

 

Высшее

11

 

 

   из них: высшее педагогическое

6

 

 

   из них: высшее непедагогическое

5

 

 

Среднее профессиональное

9

 

 

   из них:  педагогическое

0

 

 

   из них:  непедагогическое

9

 

 

Среднее общее

2

 

 

   из них: обучается

1

0%

 

Педагогический стаж

Всего

% к общему числу пед. работников

 

До  2 лет

0

0%

 

От 2 до 5 лет

3

  %

 

От 5 до 10 лет

2

  %

 

От 10 до 20 лет  

3

  %

 

Более 20 лет  

13

%

 

 

1.12. Коллегиальные органы МОУ ДО «СЮТ».

На Станции юных техников определенные полномочия имеют следующие коллегиальные органы:

Педагогический совет – это орган самоуправления педагогических  и административных работников Станции юных техников, созданный в целях развития и совершенствования образовательного процесса.

Педагогический совет имеет право:

- обсуждать и принимать план работы Станции юных техников, программы различной направленности;

- заслушивать информацию и отчеты различного характера;

Профсоюзный комитет уполномочен:

- вносить предложения по установлению доплат и надбавок сотрудникам;

- контролировать состояние ОТ (охраны труда) и ТБ (техники безопасности) в учреждении;

- разбирать спорные вопросы на Комиссии по трудовым спорам.

 

 

 

1.13. Связи и контакты МОУ ДО «СЮТ».

 

В процессе своей деятельности Станция юных техников взаимодействует с учреждениями города Электросталь Московской области.

Социальные партнеры

 

Содержание работы

Музейно-выставочный центр. Краеведческий музей.

организация экскурсий;

совместное проведение  различных мероприятий;

посещение выставок

Центральная детская библиотека,

библиотека семейного чтения «Очаг»

совместное проведение  различных мероприятий (выставки, мастер-классы)

МОУ ДОД ЦДОД «Росток»,

МАОУДО ЦРТДиЮ «Диалог»

творческое сотрудничество в оказании дополнительного образования;

 совместное проведение различных мероприятий

Городская художественная школа

творческое сотрудничество в оказании дополнительного образования;

совместное проведение различных мероприятий

Муниципальные дошкольные образовательные учреждения  города

обмен педагогическим опытом;

организация и проведение совместных воспитательных мероприятий для детей

Средние общеобразовательные школы города

 организация и проведение новогодних утренников, выпускного бала для учащихся

ГИБДД

пропаганда безопасности дорожного движения

 организация и проведение совместных  мероприятий для детей

Методический центр

оказание методической помощи и технической поддержки педагогическому коллективу;

повышение квалификации педагогических кадров

 Средства массовой      информации

-редакция газеты «Новости недели», «Молва»

-телевидение

-местное радиовещание

публикации;

 репортажи

 

Депутаты, предприниматели

 благотворительная помощь

 

Формы взаимодействия с семьей и общественностью;

  1. С семьёй:

- приглашение и участие родителей в праздничных мероприятиях, соревнованиях  МОУ ДО «СЮТ»;

- участие родителей в образовательном процессе;

- проведение для родителей индивидуальных и групповых консультаций педагогов.  

  1. Формы взаимодействия с общеобразовательными школами, другими организациями:

- с МОУ СОШ и  УДОД: организация совместных выставок, конкурсов, проведение соревнований;

-   работа по внеурочной деятельности, с группами продленного дня;

- с редакциями городских газеты «Новости недели», «Молва»: периодическое издание статей о деятельности МОУ ДО «СЮТ».

 

 

  1. 2. Аналитическое обоснование программы.

2.1. Структура контингента учащихся.

Анализ статистических данных контингента учащихся указывает на то, что среди воспитанников объединений незначительно преобладают дети младшего школьного возраста.

Уменьшение количества детей старшего возраста настораживает, но,  в то же время у этих детей, посещающих занятия наблюдается более осознанное отношение к избранному виду деятельности и стремление к результативности. Для улучшения ситуации продумывается программа работы с подростками, где мероприятия необходимо планировать с учетом возрастных особенностей детей (желание общаться, чувствовать себя равным среди взрослых и сверстников, стремление к самостоятельности и т.д.).

Одним из решений является работа с проектами, где ребенок может быть в роли генератора идеи, участником реализации, способен увидеть конечный продукт своей деятельности, кроме того, сам принцип командной работы предполагает субъект-субъектные отношения между взрослым и ребенком. 

2.2. Образовательная деятельность.

Отслеживая результаты, анализируя программы и отчеты педагогов можно сделать вывод, что большинство  творческих объединений на Станции юных техников  в образовательном процессе проходят два уровня развития:

- на первом уровне определяются образовательные цели и параметры, такие как результат образовательного процесса, итоговый «продукт» ребенка,  уровни усвоения опыта, цели мотивации  и в соответствии с ними педагог выявляет содержание, модель, формы и методы работы.

- на втором уровне педагог определяет содержание деятельности своего объединения как получение суммы знаний по ряду разделов данного вида деятельности, как формирование суммы определенных умений и навыков.

Цель образовательного процесса на данных уровнях – дать знания, умения, навыки, организовать досуг, развлечь. В результате педагог и ребенок  получает репродуктивный продукт (модель по образцу).

В последнее время  у части педагогов  обозначилась тенденция  на  развитие у детей познавательных, эвристических способностей, изменилась цель образовательного процесса – научить получать знания самостоятельно, развивать способности каждого ребенка. Это говорит о том, что наметился переход на третий уровень – исследовательский, где ребенок вырабатывает субъективно новый продукт. Данная тенденция связана на наш взгляд с, повышением общего уровня педагогической компетенции и компетентности педагогического коллектива, который происходит в результате методической работы, построения системы мотивации педагогов, разработки педагогами программ по второму и последующих лет обучения. Результатом  стало увеличение числа детей, участвующих в соревнованиях, конкурсах, выставках всероссийского, республиканского и городского уровней, рост призовых мест на всех уровнях, увеличение числа детей, которые осваивают программы второго и последующего года обучения.

 

 

2.3. Воспитательная деятельность.

 

Содержание воспитания. Организацией гарантируется ис­пользование воспитательного потенциала  допол­нительных образовательных программ и включение обуча­ющихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направлен­ную на формирование у детей:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;

- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности,     навыков здорового образа жизни.

Формирование воспитывающей среды:

Станция юных техников гарантирует организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета; формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме; атмосферы терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося.

В соответствии с воспитательными целями:

- формируется информационное пространство образовательного учреждения,

- улучшается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;

- осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде;

- открытый характер воспитательной системы обеспечивается: контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.

Одной из главных составляющих воспитательной деятельности является культурно–развивающий досуг.

Уже традиционным стало проведение на базе СЮТ  мероприятий: городской и областной слет отрядов  ЮИД «Безопасное колесо», областные соревнования по авиа-и ракетомодельному спорту.

 

2.4. Общие выводы по итогам анализа всех позиций:

Сильные стороны деятельности учреждения:

- профессиональный педагогический коллектив (91% - аттестованы, 54%- высшее образование). Организована система повышения квалификации, через которую  проходят все педагогические работники.

- стремление к развитию и инновационной деятельности. Каждый год расширяется спектр образовательных услуг и не падает численность учащихся, посещающих СЮТ.

- наличие команды единомышленников, разделяющих ценности и нормы учреждения, имеющие опыт преодоления кризисных ситуаций.

 Слабые стороны учреждения:

 Анализ результатов деятельности обозначил проблемы, на которые следует обратить внимание:

- несмотря на увеличение призовых мест у многих педагогов присутствует недостаточная мотивация  на  результативность деятельности;

- недостаточное финансирование тормозит развитие тех объединений, которые требуют больших материальных затрат;

- отсутствие соответствующих помещений и площадок, необходимых для организации образовательной деятельности: площадка для запусков моделей планеров, бассейн для тренировок судомоделистов.

- недостаточно условий (кадровых и методических) для организации работы с подростками;

- требует дальнейшего развития эффективность форм работы с родителями.

 

  1. Цели и задачи Станции юных техников на 2018-2020г.г.

Миссия: создание необходимых условий для развития творческого потенциала детей и подростков посредством оказания дополнительных образовательных услуг профессиональной педагогической командой.

Основной целью реализации настоящей комплексной образовательной программы является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных услуг в интересах личности, общества, государства.

Более подробная постановка цели заключается в следующем:

- индивидуально-ориентированный подход к развитию личности, удовлетворяющего его духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности;

- деятельностный подход, определяющий развитие способностей личности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию через стимулирование творческой активности;

- ценностно-целевой подход, предусматривающий самоопределение и адаптацию личности в системе социально-культурных ценностей.

В соответствии с целью основными задачами реализации комплексной образовательной программы являются:

- активизация проектной деятельности в рамках системы методической работы;

- создание условий (кадровых и методических) для расширения спектра образовательных услуг для учащихся старшего подросткового возраста;

- развитие структурно-функциональной модели взаимодействия СЮТ с родителями;

- совершенствование  системы  повышения профессиональной квалификации педагогических кадров;

- расширение участия Станции юных техников в развитии социокультурного пространства города Электросталь.. Установление социального партнёрства с учреждениями культуры и образования  города Электросталь Московской  области..

- осуществление  деятельности через установление контактов со средствами массовой коммуникации, общественными организациями;

- создание условий для введения новых и развития уже существующих видов деятельности;  

- развитие и укрепление материально-технической базы СЮТ  за счёт бюджетных и внебюджетных средств:

- обновление  оборудования  для проведения занятий (техническое оснащение  объединений «Судомоделирование», «Автомоделирование», «Авиа-и ракетомоделирование» и т.д.);

- приобретение  офисной и ученической мебели;

- приобретение технических средств обучения: ноутбуки,    интерактивная доска;

- приобретение компьютеров и оргтехники для  педагогического и административного персонала;

- обновление фонда учебной  и методической литературы, программного обеспечения образовательного процесса;

 

  1. Содержание образовательного процесса.

 

Всего на Станции юных техников реализуется  32 программы по 4 направлениям, охватывая разные возрастные категории (с 6  до 18 лет). Все программы утверждаются на методическом совете. Большинство образовательных программ являются модернизированными.

Анализируя  программы, можно сделать вывод, что все программы оформлены  и сделаны по единой структуре: пояснительная записка, учебный план, содержание программы, требования к уровню подготовки выпускников, сведения об авторе, литература. В каждой программе определены срок обучения, этапы обучения, образовательные результаты. Анализ классификации программ позволяет сделать вывод о том, что наибольшее их количество  в научно – техническом направлении   – 50 %.

 

Направление

Количество программ

%

1.

Техническое

10

48%

2.

Художественное

7

33%

3.

Социально-педагогическое

3

14%

4.

Естественнонаучное

1

5%

 

 

 

4.1. Учебный план

МОУ ДО «Станция юных техников»

 на 2017-2018 учебный год.

 (см.приложение №1).

 

 

 

Пояснительная записка

 к учебному плану

МОУ ДО «Станция юных техников»

 

Станция юных техников как  учреждение дополнительного образования детей вместе с другими образовательными учреждениями других типов и видов, составляет целостную образовательную систему, строящуюся, прежде всего с учётом интересов детей и запросов семьи в целом, а также возможностей и перспектив экономического, демографического, социально-культурного развития города Электросталь.

МОУ ДО «СЮТ» всем спектром предоставляемых им образовательных услуг создаёт вариативный уровень образования, позволяющий индивидуализировать образовательный путь детей различных возрастных групп, реализуя их творческий потенциал, социальные запросы и устремления, естественную потребность в самоопределении. Каждая образовательная область в зависимости от местных условий, материально-технической оснащённости, научно-методической и кадровой обеспеченности представлена набором соответствующих образовательных программ. Реализуемые   образовательные программы   утверждены на педагогическом совете СЮТ. Набор образовательных программ позволяет обеспечить полноту всего образовательного процесса учащихся различных возрастных групп, создавая содержательную и технологическую преемственность этапов обучения.

Данный учебный план составлен с учётом условий функционирования и реальных возможностей Станции юных техников. Планом определены:

  • перечень образовательных программ по направлениям;
  • годовая и недельная учебная нагрузка по каждой группе детей;
  • недельная часовая нагрузка педагога дополнительного образования.

Цель учебного плана отражает современную направленность дополнительного образования – развить творческие способности детей посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде и подготовки к свободному осознанному выбору  будущей профессиональной деятельности.

Для реализации этой цели важно решить следующие задачи:

  • создать условия для развития личности каждого ребёнка, раскрытия его способностей к творчеству;
  • создать индивидуально-ориентированный подход к развитию личности, удовлетворяющий её духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности;
  • помочь развить способность личности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию через стимулирование творческой активности;
  • обеспечить взаимное сотрудничество педагога дополнительного образования и учащихся, а также их родителей;
  • создать творческую атмосферу и установить контакт с каждым учащимся.

Набор учащихся в творческие объединения по образовательным программам проводится с учётом их склонности к технике, спортивно - техническому моделированию, конструированию, художественно - эстетическому и прикладному творчеству.   Поэтому при комплектовании групп педагоги тактично и доброжелательно проводят собеседование с детьми, чтобы помочь в выборе вида деятельности дополнительного образования.

        Учебный план составлен в соответствии с требованиями СанПиН.

        В учебный план включено три направления образовательных программ:

    Техническое направление представлено творческими направлениями:  НТМ, «Авиамоделизм», «Ракетомоделизм», «Автомоделизм», «Судомоделизм», «Картинг», «Автоспорт», «Автомногоборье», «Юный программист», «Радиоспорт».

     Цель направления: развитие потребности обучающихся в получении знаний в области технического творчества, информационных технологий, в области физики, радиоэлектроники, черчения.

     Задачи направления: формирование представлений об основных правилах и методах реализации решения задач на компьютере, развитие логического мышления, повышение интеллектуального уровня.

 Социально – педагогическое направление включает творческие объединения: «Школа безопасности дорожного движения»,  «Школа выживания», «Подготовка допризывной молодёжи».

     Цель направления: содействие развитию потребности обучающихся в получении знаний и навыков в области  военно-патриотического воспитания, безопасного поведения на дорогах,

     Задачи направления: обращение к личностным проблемам учащихся, формирование  их нравственных качеств, творческой и социальной активности, 

создание максимальных условий для освоения учащимися правил  безопасного поведения на дорогах, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.

     Художественное направление включает в себя следующие творческие объединения:   «Декоративно-прикладное творчество», «Рукодельница», «Керамика», «Гобеле», «Технология приготовления пищи», «Резьба по дереву», «Художественный труд»

     Цель направления:   развитие потребности обучающихся в получении знаний в области искусства, эстетического воспитания,  народного прикладного творчества.

     Задачи направления:   формирование творческой личности с активной позицией к самообразованию и творчеству, расширение кругозора,   рисованию, изучение декоративно-прикладного творчества.

      Возраст детей, участвующих в реализации программ дополнительного образования, разный: это группы воспитанников дошкольных учреждений, учащихся 1, 2, 3, ступеней школ, студентов специально-профессиональных учебных заведений.

     Сроки реализации программ дополнительного образования  от 1 до 3 и более лет обучения.

     Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования: занятия проводятся в первой половине дня до начала и во второй половине дня после окончания предметного учебного цикла. Распределение часов в детских объединениях дополнительного образования составляет 4 часа в неделю (два раза по два часа) и 6 часов в неделю ( три раза по два часа).  Краткосрочные программы реализуются 1 час в неделю, два раза по 1 часу и др.

     В процессе реализации программ дополнительного образования предполагается достижение определенных общих результатов обучения (по каждому объединению такие ожидаемые результаты прописываются педагогом индивидуально в программе дополнительного образования).

     Для отслеживания результатов деятельности учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование. Хорошим показателем  работы является участие детского творческого  объединения в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, конференциях, выставках, фестивалях, показательных выступлениях.

     Списки используемой литературы, методических пособий, познавательной литературы для учащихся, материалы и инструменты, используемые в ходе осуществления образовательной деятельности, прописываются педагогом в каждой образовательной программе индивидуально.

 

  1. Характеристика инновационной образовательной деятельности.

   Серьезные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология системы занятий на протяжении длительного времени оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи обучающимся знаний, умений, навыков. Происходящие в современной общественной жизни изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем (и профессиональных, и в повседневной жизни). Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

 Основным результатом деятельности СЮТ должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения в современном образовании, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций, помогает решать проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Переход некоторых педагогов дополнительного образования  на обучение детей по индивидуальным образовательным маршрутам  создал условия для  участия кружковцев в городских  и областных научно-практических конференциях школьников:

 

2012-2013 учебный год:

20.04.

2013г.

IV областная конференция исследовательской и проектной деятельности обучающихся «Юный исследователь»

г. Черноголовка

Ракетомодельный

Руководитель

Рожков В.С.

Секция научно-техническое творчество

Диплом I степени Белебеха Никита, Диплом IIстепени Можаев Кирилл, Диплом IIстепени Иващенко Матвей, Диплом Ш степени Курман Николай.

28.11.-

30.11.

2012г.

Всероссийский конкурсе детей и молодёжи «Техника, технологии, творчество» в рамках IV Международного Форума по интеллектуальной собственности "EXPOPRIORITY - 2012".ЭКСПОЦЕНТР,  г. Москва

Автоспорт

руководитель Раскатов В.Н.

Коллективная работа –

I место, работа Синегубской Алины – III место.

27.08.-01.09.

2013г.

Международный фестиваль детско-юношеского авиакосмического творчества «От винта!»

в рамках «МАКС-2013»

г. Жуковский

Ракетомодельный Рожков В.С.

4грамоты за участие

(Курман Н, Пирогов В., Иващенко М, Можаев К.)

2013-2014 учебный год:

12.04.

2014г.

 Областной конкурс научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся «Юный исследователь»

г. Черноголовка

Ракетомодельный,

Руководитель

Рожков В.С.

Диплом за II место – Пирогов Виталий, Диплом за  II  место – Можаев Кирилл

Автоспорт

Руководитель Раскатов В.Н/

Судомоделизм

Руководитель Водолазский А.В.

Дипломы участников.

2014-2015 учебный год

10.10

-12.10.

2014г.

Международный Фестиваль науки

г. Москва, Экспоцентр

Ракетомодельный

Педагог Рожкорв В.С.

Дипломы участников

11.04.

2015г.

Областной конкурс научно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся «Юный исследователь» в рамках областного фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии»

г. Черноголовка

Ракетомоделизм

Руководитель Рожков В.С.

Дипломы участников

18.08.-20.08.

2015г.

Международный фестиваль детско-юношеского авиакосмического творчества «От винта!»

 в рамках «МАКС-2013»

г. Жуковский

Ракетомоделизм

Руководитель Рожков В.С.

Диплом Победителя Можаев Кирилл

 

 

Участие в подобных мероприятиях  показывает насколько обучающиеся, умеют мыслить творчески, защищать свою точку зрения, владеть речью, находить  и обрабатывать необходимую информацию. Эти мероприятия проводятся каждый год, что позволяет непрерывно отслеживать рост качества образования.

          

             

  1. Мониторинг качества образовательного процесса.

Современный уровень подхода к уровню образования предусматривает определение его эффективности.  Целью мониторинга является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.

Мониторинга качества образования МОУ ДО «СЮТ» является составной частью системы оценки качества образования СЮТ.  

Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования СЮТ и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования  СЮТ, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

 

Мониторинг осуществляется по   показателям результатов:

Результаты  достижений учащихся;

Результаты участия в мероприятиях разного уровня;

Формирование контингента  и  его сохранность;

Соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя.

Педагогами отслеживаются 3 группы достижений учащихся:

1.Учебные достижения:

                   - Диагностическая карта освоения образовательной программы

- Анкетирование, тестирование для определения уровня знаний, умений, навыков в соответствии с образовательной программой  (разрабатываются педагогами в соответствии с образовательной программой).

  1. Личностные достижения:

       - Диагностическая карта развития личностных качеств учащихся;

       - Уровень практической реализации творческих достижений детей. Заполнение данных о результатах участия в различных конкурсах, выставках, мероприятиях.

3.Социально-педагогические достижения:

       - Динамика уровня воспитанности учащихся (диагностическая карта).

    

 

  1. Управление реализацией образовательной программы.

Организационно-педагогическая деятельность.

Управление Станции юных техников осуществляется на основании следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенция о правах ребенка», Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Должностные инструкции, Образовательная программа учреждения,  Положение о педагогическом Совете, коллективный договор.

Работа с кадрами  осуществляется согласно  распределению должностных обязанностей, в соответствии с квалификационными характеристиками работников дополнительного образования. Совместно с педагогами формируется учебный план, в соответствии с которым распределяется учебная нагрузка.

Организационно-педагогическая деятельность основана на работе с педагогами дополнительного образования по решению следующих задач:

- перспективное и ситуативное планирование образовательной деятельности.

- обеспечение качественного образовательного процесса;

- повышение профессионального мастерства педагога;

- развитие творческого потенциала педагога;

- формирование нового педагогического мышления через самоанализ, рефлексивную и проектную практику.

 

7.1. Структурная схема управления СЮТ.

      Организационная структура  имеет три уровня управления. В непосредственном подчинении директора находятся:   заместители директора по безопасности,  УВР, АХР.

Основными нормативными документами, содержащими систему распределения функциональных обязанностей  в учреждении являются:

  • должностные инструкции, с которыми сотрудники знакомятся при поступлении на работу.

       Директор  распоряжается ресурсами организации и принимает решения об их использовании; осуществляет текущее руководство и необходимую юридическую поддержку (регистрацию, лицензирование и т.п.); обеспечивает необходимое финансирование, безопасность сотрудников и учащихся; осуществляет внешние связи; осуществляет стратегическое и текущее планирование деятельности.

Директор предоставляет право решать заместителям директора, следующие вопросы:

-планирование мероприятий, проводимых  с учащимися в течение учебного года;

-  сроки педагогических, методических советов и др. мероприятий;

- формы повышения квалификации сотрудников;

- определять состав персонала, которому необходимо повышение квалификации;

- определять формы и методы контроля;

- методы и формы, технологии проведения мероприятий;

Заместителю по АХР    предоставляется право решать вопросы:

- составление графика работы младшего обслуживающего персонала;

- ответственности за сохранность и учет наличия  имущества;

- ответственности за чистоту и порядок в помещениях и прилежащей территории;

- необходимость текущего и мелкого ремонта;

- очередность приобретений по хозяйственной деятельности.

 

7.2. Кадровое обеспечение выполнения программы

Кадровая политика в сфере дополнительного образования СЮТ заключается в создании системы кадровой подготовки специалистов дополнительного образования различных направлений деятельности, в координации деятельности по определению образовательных потребностей специалистов, в разработке новых программ и в апробации различных форм обучения.

 

Система кадровой подготовки  Станции юных техников

На Станции юных техников сложилась следующая  система повышения квалификации.

            В учреждении:

            - педагогические советы

            - консультации (групповые, индивидуальные)

- совещания

- семинары, конференции, мастер-классы

Вне учреждения:

- дополнительная профессиональная подготовка

            - консультации (групповые, индивидуальные)

- совещания

- прохождение процедуры аттестации

- обучение в ВУЗах

- семинары, конференции, мастер-классы

- курсы повышения квалификации

 

В кадровом составе преобладают педагоги, имеющие стаж от 10 до 20 лет, и в то же время увеличивается количество молодых специалистов.

К каждому педагогу нужен индивидуальный подход. Обучение, помощь молодым специалистам, в основном, происходит через оказание индивидуальных консультаций методистами и более опытными педагогами.

С другой стороны, молодые педагоги, не имеющие опыта,  легче принимают изменения, происходящие,  как во внутренней среде, так и во внешней,  организационную культуру учреждения, ее ценности, нормы.  Инновационные процессы в среде молодых педагогов внедряются легче.

В тоже время педагоги, имеющие большой педагогический  опыт могут организовывать множество видов деятельности на занятиях, разнообразить систему учёта знаний через частный контроль, тесты, собеседования, взаимоконтроль. Могут легко находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.

           Количество неаттестованных педагогов стабильно уменьшается каждый год, а количество аттестованных, увеличивается. Причинами являются:

- оказание методической поддержки аттестующимся педагогам;

- педагогический коллектив СЮТ стал играть  заметную роль в педагогической среде, педагоги стали  чувствовать себя уверенней среди педагогического сообщества, повысилась самооценка.

 

7.3. Информационные ресурсы образовательного учреждения

  • Интернет проведён в здании по ул. Радио,38;

Е – mail: elsyt@yandex.ru

Основными источниками информации по-прежнему является литература:

 - художественная;

- справочно-энциклопедическая;

- научно-методическая;

- учебная;

- периодические издания.

При этом все большей популярностью стали пользоваться альтернативные источники информации (на CD-носителях, Internet)

Банк информационных ресурсов периодически пополняется.

 

7.4. Материально-финансовое обеспечение выполнения программы

Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением и финансируется из местного бюджета.  

Помимо бюджетного финансирования для формирования материально-технической базы задействуются следующие источники:

- спонсорская помощь (приобретение оборудования, инструментов, расходных материалов, участие в соревнованиях областного уровня);

- добровольные родительские пожертвования (приобретение расходных материалов, инструментов).

 В целом, можно констатировать следующие позитивные изменения в комплектовании и создании МТБ Станции юных техников. Обновление материально-технического состояния  происходит в плановом порядке.

  1. Постепенно ликвидируется разрыв между современным уровнем жизни и оснащением образовательного процесса (информатизация, приобретение оборудования, инструментов и т.д.).
  2. Обновление и пополнение МТБ не является однонаправленным, а осуществляется в соответствии с различными видами деятельности;
  3. Управленческий персонал в соответствии со статусом юридического лица и компетенцией научился решать большую часть хозяйственных и правовых вопросов, что упрощает технологический процесс комплектования МТБ.

Материально-техническая база  СЮТ комплектуется,   обновляется и пополняется по нескольким направлениям:

  • поставка компьютерной  оргтехники;
  • обновление оборудования кабинетов;

  -    прочие приобретения, необходимые для функционирования учреждений

МТБ соответствует целям и задачам учреждения, определенным в уставе. Соответствует правилам пожарной безопасности. Здание оборудовано охранно-пожарной сигнализацией.   В учреждении есть уголки для учащихся с правилами пожарной безопасности. Ведутся журналы инструктажей для сотрудников, проводятся инструктажи с детьми  с фиксацией в журналах учета занятий.

 МТБ соответствует санитарным нормам и правилам по устройству и содержанию  образовательных учреждений и соответствует правилам техники безопасности.

 

Заключение

Определив цели и задачи на период 2016 – 2017 гг. проведем краткий анализ перспектив реализации  образовательной программы:

- активизация проектной деятельности в рамках системы методической работы, создание и реализация проектов в учебно-воспитательном процессе СЮТ;

- расширение спектра образовательных услуг для учащихся старшего подросткового возраста;

- эффективная структурно-функциональная модель взаимодействия СЮТ с родителями;

-  совершенствование  системы  повышения профессиональной квалификации педагогических кадров;

- расширение участия СЮТ в развитии социокультурного пространства города Электросталь. Установление социального партнёрства с учреждениями;  

 - возможность увеличения заработной платы за счет увеличения количества часов;

- расширение и установление контактов со средствами массовой коммуникации и общественными организациями;

- развитие и укрепление материально-технической базы Станции юных техников.