Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Станция юных техников

Адрес144002, Российская Федерация, Московская область, Электросталь, ул. Радио, д.38

Контакты администрации +7(496)574-68-48 ELSYT@yandex.ru

Программа развития

 prograzv19.PNG

 

Введение

 

 Потребность общества в функциональном и структурном изменении образования стало одним из условий формирования направлений модернизации российской системы образования. Образование стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национальные приоритеты, но и общемировую направленность образовательных систем. Однако нельзя не признавать при этом также возрастающие запросы общества. Современный социальный заказ требует от учреждения дополнительного образования  создать условия для более осознанного и качественного самоопределения обучающихся, адаптировать систему образования к рынку труда и запросам на образовательные услуги.

Система образования в России развивается в интересах формирования гармонически развитой, социально активной, творческой личности.

При этом повышается значимость дополнительного образования детей, ориентированного на развитие мотивации к познанию творчества, на обогащение духовного мира растущего человека, формирование его деятельных способностей и образа жизни.

В сложившихся социально-экономических условиях муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников», используя накопленный опыт и сохраняя традиции, стремится найти новые подходы к осуществлению образовательной деятельности, разработать динамичную, хорошо организованную и управляемую модель развития.

         Настоящая программа характеризует стратегию развития МОУ ДО «Станция юных техников» на период 2019 – 2021 г.г.

         Программа развития нашего учреждения  представляет собой модель совместной деятельности участников образовательного процесса в направлении актуализации и прогноза запросов местного сообщества, государства в целом.

         Она разработана на основе данных  полученных в результате:

- анализа положения МОУ ДО «СЮТ» в образовательной среде города;

- изучения социального заказа со стороны органов управления образования, местных органов власти, учащихся и их родителей;

- исследования мнений администрации и педагогов, работающих в учреждении.

В основе концепции развития нашего учреждения лежит идея создания целостной, открытой социально-педагогической системы образования, которая обеспечивает самовыражение, самореализацию, самоопределение личности и ученика и педагога. Осуществление этой идеи возможно через:

  • развитие личности ученика, педагога, родителей, других участников образовательного процесса, учреждения в целом;
  • творчество, как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий её вхождение в мир техники и формирование способа существования в современном мире;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • открытость, при которой СЮТ становится открытой для широких социальных связей.

Эффективность образовательного процесса допустима только при комфортном сосуществовании педагогов и обучающихся. Максимальный результат достижим при взаимодействии трех составляющих – семьи, ребенка и педагога. Поэтому педагог организует работу с обучающимся, исходя из следующих принципов:

  • у каждого ребенка - свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
  • ребенок успешен в учении, когда ему комфортно;
  • ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;
  • ребенок успешен в учении, когда его родители активно участвуют в его образовании;

Приоритетом является раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Это весьма трудная задача, поскольку СЮТ является образовательным учреждением с неоднородным контингентом обучающихся. В ней обучаются как одаренные, так и слабо успевающие ученики.

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

         Информационная справка о муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Станция юных техников».

         Информационная справка составлена с целью ознакомления с деятельностью учреждения, накопленным опытом, потенциальными возможностями педагогического коллектива. Данная информационная  справка является основой для определения проблем, решение которых позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в учреждении.

Краткая история развития.

Одно из старейших учреждений дополнительного образования города, «Станция юных техников» ведет свою историю с февраля 1944 года.

Более чем за 70 лет  работы «Станции юных техников» в многочисленных кружках получили возможность заниматься техническим творчеством тысячи школьников города.

За годы своего существования Станция юных техников прошла типичный путь эволюции, характерный для внешкольного учреждения.

         На станции ежегодно обучалось около 1000 учащихся.

         Основными направлениями деятельности Станции юных техников были:

         - кружковая работа по различным направлениям,

         - спортивно-массовая работа,

- методическая работа.

 Особую значимость  работа «Станции юных техников» получила в последние годы. Отвлечь детей от улицы, выявить творческий потенциал ребенка – в этом видит свое предназначение педагогический коллектив «Станции юных техников».

В настоящее время вся образовательная деятельность Станции строится по следующим направлениям: техническому, художественному, военно-патриотическому, социально-педагогическому и эколого-биологическому.

На СЮТ реализуются следующие образовательные программы: «Авиамоделизм», «Ракетомоделизм», «Автомоделизм», «Судомоделизм», «Автоспорт», «IT-конструирование»,  «Начальное техническое моделирование», «Информационные технологии», «Столяры-конструкторы», «Компьютерная графика»,  «Робототехника для начинающих», «Робототехника»,  «Юный умелец», «Керамика»,  «Художественный труд», «Информационные технологии в экологии», «Основы электротехники», «Технологическое оборудование в кулинарии», «Юный конструктор» и др.

Ежегодно на «Станции юных техников» обучаются более 1000 воспитанников разного возраста, работают около 80 детских творческих объединений. Помогают им раскрыться и самореализоваться около 20 увлеченных, высокопрофессиональных педагогов дополнительного образования.

Гордость «Станции юных техников» - это педагоги высокой квалификации с многолетним стажем работы в системе образования: руководитель авиа- и ракетомодельных творческих объединений Рожков Виктор Семенович имеет звания «Заслуженный работник образования Московской области», «Заслуженный тренер России», Мастер спорта по авиа- и ракетомодельному спорту, имеет медали: «За доблестный труд», «За трудовое отличие», «Медаль Икара», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени.

Руководитель автомодельного творческого объединения Панчук Алексей Павлович – Мастер спорта по автомодельному спорту.

Оба педагога награждены медалью «За заслуги перед городом» в честь 65-летия города Электростали.

Обучающиеся СЮТ - активные участники и призеры городских, областных и всероссийских соревнований, таких как: областные и Всероссийские соревнования по ракетомодельному спорту,  Всероссийский конкурс «Космос»,  Первенства России по моделям аэросаней, Чемпионаты России по автомодельному спорту (радиоуправляемые модели), областные соревнования и Чемпионаты России по автомобильному многоборью, Всероссийские и международные соревнования по радиосвязи, областные соревнования по судомодельному спорту, областные выставки-конкурсы по начальному техническому моделированию, областные выставки-конкурсы декоративно-прикладного творчества по различным направлениям (керамика, гобелен, бисероплетение, лоскутное шитьё, дизайн).

Из наших кружковцев более ста юных техников стали кандидатами в мастера спорта, около 30 мастеров спорта СССР и России, Мастер спорта международного класса и Заслуженный мастер спорта.

Воспитанники СЮТ - стипендиаты Федеральной целевой программы «Дети России», Лауреаты премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента Российской Федерации, стипендиаты премии Губернатора Московской области, стипендиаты программы «Одаренные дети» (благотворительного фонда «Абсолют-помощь»).

Одно из  направлений деятельности «Станции юных техников» – обучение школьников правилам дорожного движения с практическими занятиями на велогородке.

На территории СЮТ  построен и оборудован городской «Велогородок», где созданы условия для занятия по тематике безопасности дорожного движения с детьми начиная с дошкольного возраста.

 «Станция юных техников» традиционно является организатором соревнований и массовых мероприятий областного уровня по направлениям: автоспорт, авиа- и ракетомоделизм.

        

 АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

Цель и задачи МОУ ДО «СЮТ»

Цель – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей обучающихся; развитие у обучающихся интереса к науке, технике, производству, познавательно-поисковой деятельности; углубление знаний по основным наукам, формирование и развитие технического творческого мышления, расширение трудовых навыков и профессиональной ориентации.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Осуществлять реализацию дополнительных образовательных программ.
  2. Создать благоприятные условия для всестороннего развития и самореализации обучающихся.
  3. Приобщить обучающихся к практической деятельности по техническим и другим направлениям.
  4. Разносторонне  развивать детей и молодежь, формировать их творческие способности, духовно-нравственные качества.
  5. Формировать трудовую мотивацию, обучать основным принципам построения профессиональной карьеры.

Современный подход к образованию и воспитанию, используемый в педагогическом пространстве Станции юных техников:

- состоит в соединении в неразрывное целое обучения и воспитания;

- построен на основе сочетания требований социума с индивидуальными потребностями обучающихся;

- базируется на технологии оказания помощи ребенку в самоопределении, самореализации, самоорганизации.

 

Материально-техническое обеспечение

Муниципальное образовательное учреждение «Станция юных техников» имеет собственное здание и располагается по адресу: город Электросталь, Московской области, улица Радио, дом 38.

Общая площадь здания –  1449,4 м2.  

Собственный земельный участок – 0,61 га.

На СЮТ имеется:

- велогородок;

- автодром;

- 3 административных кабинета;

-   4 механических мастерских;

- 6 функционально пригодных кабинетов для учебной работы:

  • автоспорта ( автокросс, автомногоборье, картинг)
  • начального технического моделирования;
  • авиа - и ракетомделирования;;
  • автомоделирование;
  • декоративно-прикладного творчества;
  • керамики
  • один компьютерный класс на 12 рабочих мест;

         Для обеспечения работы объединений «Картинг», «Автокросс» и «Автомногоборье» на СЮТ имеются багги-юниор,   мини-багги,  микроавтомобили «карт»,  а также учебный автомобиль ВАЗ-2106.  Практическая работа по ремонту и техническому обслуживанию автотехники осуществляется в отапливаемом гаражном боксе.

         СЮТ располагает станочным парком - станки токарно-винторезные,  фрезерный, сверлильные, деревообрабатывающие,  электроточила, сварочные аппараты, муфельные печи.

Администрацией СЮТ принимаются меры по совершенствованию материально-технической базы учреждения и предполагается осуществить:

- провести косметический ремонт в классах и мастерских;

- производить замену устаревшего оборудования и приборов в первую очередь в кружках авиа-ракетомодельных, автомодельного и других по мере поступления внебюджетных средств (аренда, спонсорская помощь);

  • совершенствовать базу для городского движения ЮИД;

 

Педагогические кадры

Администрация СЮТ стремиться  к формированию педагогического коллектива, способного решать проблемы обновления содержания и организации образовательно-воспитательной деятельности Станции.

Эти задачи успешно решаются в коллективе педагогов-единомышленников, полностью разделяющих ценностную ориентацию и стратегическую линию деятельности учреждения, сохраняя при этом право на отстаивание своей позиции и самостоятельность в наборе технологий и методик образования

На Станции созданы условия и существуют возможности для самореализации и развития личности педагога. Это необходимые условия для творческого подхода к преподаванию своей программы.

Особенностью кадрового состава Станции является то, что более половины педагогов – совместители, работающие на базе образовательных учреждений города.

 

Характеристика педагогических кадров

 

Качественный состав педагогического коллектива:

Высшая категория – 7

Высшее образование – 7

Первая категория  -  1

Среднее специальное- 7

 

 

 

Педагогический стаж:

До 10 лет    - 5         10-20 лет     -2         свыше 20 лет   - 23

Возрастная характеристика воспитанников :

Дошкольники – 20                                                             Уч-ся среднего звена (5-8 кл.) – 413

Уч-ся начальных классов - (1-4кл.) - 354                          Уч-ся старшего звена (9-11 кл.) - 215

 

Методическая работа

Необходимость совершенствования системы дополнительного образования, утвержденная Концепцией модернизации дополнительного образования детей РФ   требует сегодня переосмысления всей деятельности МОУ ДО «Станция юных техников», в том числе и методической по следующим причинам.

Во-первых, ее роль значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных задач.

Во-вторых, становится более активным участие педагогов в совершенствовании образовательного процесса и образовательных программ нового поколения.

Очевидно, что деятельность СЮТ находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, в связи с чем возрастает значимость методической работы учреждения, которая имеет дифференцированный характер в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов.

 

В настоящее время на СЮТ методическая работа ведется заместителями директора по учебно-воспитательной работе и высококвалифицированными педагогами дополнительного образования (в том числе совместителями).

         Задача совершенствования учебных программ и планов - одно из приоритетных направлений в методической работе Станции юных техников.

         Не менее важным направлением в методической службе является работа по совершенствованию кадрового потенциала учреждения, которая на первый план ставит разработку подходов к созданию системы обеспечения профессионального роста педагогических кадров.  Эта работа осуществляется через обучение педагогов  на семинарах, лекциях, через  мастер – классы, на курсах повышения квалификации.

                   В то же время в методической работе Станции юных техников  остаются проблемы:

- дефицит кадров методистов по общим вопросам организации дополнительного образования и по профилям деятельности;

- недостаточный уровень базовой подготовки педагогических работников СЮТ;

- недостаточный уровень оперативного информирования педагогов по вопросам инноваций в сфере методической деятельности и педагогического анализа;

- слабая разработанность методического обеспечения воспитательной деятельности.  

      Анализ вышеперечисленного позволил сформировать наиболее актуальные задачи методической службы:

- развитие творческого потенциала педагогов, выявление и обобщение опыта лучших педагогов СЮТ;

- решение задач по оказанию помощи педагогам в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания;

- оказание помощи педагогам в достижении высокого качества образовательного процесса;

- разработка образовательных программ нового поколения (личностно-ориентированные, стимулирующие ребенка к постоянному саморазвитию).

Формы взаимодействия МОУ ДО «СЮТ»

 с общеобразовательными школами:

  1. Учебные группы (объединения) на базе МОУ ДО «СЮТ»

 и общеобразовательных школ.

  1. Тематические мероприятия (слеты, конкурсы) на базе СЮТ и образовательных учреждений города.
  2. Реализация совместных программ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

           На Станции юных техников  ведется профориентационная работа, представляющая собой  систему подготовки личности к сознательному профессиональному  самоопределению. 

 programma_razvitiya_17-19_3-2.png

 

Реализуемые  профессионально-ориентированные программы:

Наименование
программ

Допрофессиональная

подготовка

Авиамоделизм,

ракетомоделизм

Специалистов в области авиа- и

ракетостроения

 Информационные технологии

Программистов, операторов ЭВМ

Основы электротехники,

Мехатроника и робототехника

Специалистов по радиоэлектронике и электронной автоматике, радиоинженеров, мастеров по ремонту и настройке радиоэлектронной аппаратуры, наладчиков

Автомоделирование,

Автоспорт

Автомехаников, водителей

 Керамика

Скульпторов (малая форма), мастеров художественных промыслов

                  Станция юных техников  обеспечивает высокое качество обучения, свидетельством чего являются результаты поступления наших воспитанников в ВУЗы соответствующего профиля.

Социальный заказ

        Микрорайон, в котором находится СЮТ, имеет смешанный социальный состав: это рабочие, представители  технической интеллигенции, государственные служащие, предприниматели, работники торговли. Значительная доля проживающих занята работой в учреждениях и различных предприятиях Москвы. Поэтому структура контингента воспитанников также очень разнообразна.

           В непосредственной близости от СЮТ расположены общеобразовательные школы, музейно-выставочный центр, бассейн, стадион, чьи спортивно-культурные возможности  используются  для организации учебно-воспитательных массовых мероприятий.         

          Для успешного функционирования СЮТ необходимо, чтобы диапазон его образовательной деятельности формировался на основе выявленных интересов и потребностей потенциальных потребителей.

          С целью выявления социального заказа были проанализированы требования, предъявляемые Станции юных техников  органами управления образованием, потребности учащихся  и их  родителей, а также мнения педагогов СЮТ.

          Проведенный анализ показал:  Станции юных техников  отводится значительная роль в формировании единого образовательного пространства города ,  выступает главным фактором личностного развития детей и подростков, реализации и развития их творческого потенциала, социальной адаптации и профессионального самоопределения.

           Социальный заказ со стороны родителей находится в зависимости от возраста детей. Родители младших школьников в социальном заказа ставят на первое место развитие творческих способностей детей , на втором месте – подготовка к школе. Родители же старшеклассников на первое место выдвигают подготовку к поступлению в вузы, развитию способностей, формированию навыков общения, самостоятельной работы отводится меньшая роль.  Большая часть родителей  считает СЮТ местом полезного организации досуга. Сами родители, как правило,  очень мало внимания и времени уделяют совместному с детьми времяпровождению. Отсюда еще один социальный заказ – повышение педагогической культуры родителей через психолого-педагогические лектории, консультации, индивидуальные собеседования.                

            На структуру  социального заказа немало влияют ориентация и интересы воспитанников СЮТ.  Наиболее ярким проявлением их интереса являются выбор того или иного направления деятельности.  Анализ общей картины комплектования учебных групп показал, что наибольшим спросом у детей пользуются:

- автоспорт; 

- IT-конструирование;

- робототехника,

- ракетомоделизм;

- компьютерная графика.

 

        Следующим фактором, значительно влияющим на структуру социального заказа в адрес СЮТ, является   мнение педагогов об актуальных проблемах и перспективах развития своего учреждения.             

         Проведенный опрос позволил включить в социальный заказ следующие положения:

- возможность повышения педагогического мастерства и деловой квалификации;

- расширение связей с учреждениями дополнительного образования других регионов по обмену опытом;

- радикальное обновление и совершенствование материальной базы СЮТ;

- установление связей с профильными вузами;

- совершенствование социально-психологического климата трудового коллектива СЮТ.

        Сложенные воедино потребности указанных социальных групп формируют основу социального заказа в адрес Станции юных техников.  С учетом реальных возможностей  СЮТ данный социальный заказ разворачивается в программу практической деятельности СЮТ с учетом его развития на период с 2019 по 2021 годы.

 

Проблемно-ориентированный анализ

          Станция юных техников  предоставляет детям и подросткам образовательные услуги в их свободное время на основе добровольного выбора ими образовательной области, вида деятельности, направления и профиля программы, времени ее  освоения.

          Условия организации образовательного процесса  на СЮТ регулируются типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования, Законом РФ «Об образовании», Уставом МОУ ДО «СЮТ»  и договором с Учредителем.

          Образовательный процесс на СЮТ осуществляется с учетом принципов массовости, добровольности, свободного выбора детьми и подростками видов творческой деятельности.

           В основу организации образовательного и инновационного процессов  положен системно-деятельностный подход, который:

  • способствует раскрепощению в каждом ребенке, школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

- пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс не на пассивно-созерцательной ноте, а творчески как для педагога, так и для воспитанника.

            Специфика содержания дополнительного образования определяется его направленностью, отсутствием фиксированных сроков завершения и заключается  в его многоуровневости.

      Первый уровень – дополнительное образование осуществляется в наиболее доступных формах, обеспечивающих широкий охват детей и подростков, создает благоприятную почву для творческой деятельности ребенка.          

      Второй уровень – углубление и развитие познавательных и творческих мотивов до уровня устойчивого интереса; органичное сочетание творческой и образовательной деятельности. Сотворчество педагога и ребенка создает условия для наиболее полной самореализации, для профессионального самоопределения.

      Третий уровень – работа с одаренными детьми, которая предполагает продвижение ребенка к вершинам мастерства и направлена на преобразование потребительского отношения к миру и к себе в активно-созидательное. Третий уровень характеризуется самостоятельным творчеством.     

        Специфические черты образовательного процесса на СЮТ:

  • личностно-ориентированный образовательный процесс, основанный на индивидуальном запросе детей, предоставление свободного выбора дополнительных возможностей каждому для всестороннего развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей (образовательная область, профиль программы, время ее освоения, виды и формы деятельности);
  • разновозрастной состав учебных групп;
  • большой выбор видов и форм познавательной и творческой деятельности;
  • деятельностное усвоение содержания образования, прогнозирование его применения в различных ситуациях, профессиональная ориентация подростков;
  • стимулирование творческой активности, развитие способности к самостоятельному решению проблем и самообразованию;
  • круглогодичное функционирование учреждения.

 

 БЛОК ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Обновление образовательной деятельности Станции юных техников в соответствии с намеченными целью и задачами предполагает осуществление следующего комплекса практических мероприятий.

  1. Проведение плановой учебы педагогов Станции юных техников по направлениям:
  • «Общие основы педагогики и психологии»;
  • «Правовое обеспечение образовательного процесса»;
  • «Мониторинг в образовании»;
  • «Современные образовательные технологии»;
  • «Аттестация педагогических кадров»;
  • «Аттестация и аккредитация учреждения дополнительного образования»;
  • «Содержание и организация методических служб»;
  • «Охрана труда».
  1. Обновление содержания образования Станции юных техников.

В содержательном плане модернизации образовательного процесса будет связано:

- с введением новых областей знаний в образовательную систему СЮТ (компьютерных технологий, педагогики):

- развитием межпредметных связей;

- включением воспитательного блока непосредственно в образовательный процесс.

- введение во все образовательные программы системы воспитания учащихся как неразрывной составляющей образовательного процесса.

 Общественная потребность в творческой личности, способной к самообразованию и непрерывному личностному росту, может быть реализована лишь на основе целенаправленного формирования у ребенка нравственных, волевых, интеллектуальных и коммуникативных качеств, развитой эмоциональной сферы.

  1. Совершенствование организации образовательного процесса.

Обновление содержания образования в СЮТ должно быть дополнено его реорганизацией со стороны формы. Выражением такой реорганизацией станет  освоение педагогами инновационных технологий, соответствующих концепции развивающего личностно-ориентированного образования, реализующих идею развития и саморазвития ребенка, обеспечивающих всестороннюю педагогическую поддержку каждого воспитанника.

В этой связи нужно осуществить следующую работу:

  • освоение педагогами методик дифференцированного обучения и воспитания детей в УДО (с представлением соответствующих приложений к своим образовательным программам);
  • совершенствование форм и методов педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников;
  • разработка методических приложений к реализуемым образовательным программам.

5.Обновление методической работы.

Методическая деятельность должна быть нацелена на:

  • рациональное и оперативное использование новых технологий, методик, форм и приемов обучения, обобщение опыта в решении образовательных и воспитательных задач;

- более активное участие педагогов в совершенствовании образовательного процесса, пополнение базы программного обеспечения, ведение воспитательной работы в учебной досуговой деятельности.

Реорганизацию методической работы СЮТ предполагается вести по нескольким направлениям:

- создать постоянно обновляемый банк информации по вопросам обобщения и распространения инновационного опыта в системе дополнительного образования;

- организовать постоянно действующую систему индивидуальных консультаций педагогов по вопросам проектирования учебно-воспитательного процесса в условиях инновационного режима;

- организовать на базе СЮТ центр повышения квалификации педагогов дополнительного образования по техническим и другим направлениям.

  • участие всего педагогического коллектива Станции юных техников в областной целевой программе «Развитие образования Московской области на 2015-2020 годы» по разделам: «Воспитание и дополнительное образование детей», «Научно-познавательная и исследовательская деятельность, техническое творчество учащихся».

6.Совершенствование социально-психологического климата педагогического коллектива.

Одним из важнейших ресурсов Станции юных техников является его кадровый потенциал. Ведущая роль в организации жизнедеятельности СЮТ как целостной системы отводится педагогическому коллективу, объединяющему непосредственных субъектов общения с детьми.

Развитие педагогического коллектива к его высокому уровню зрелости предполагает, с одной стороны максимальное сохранение неповторимой индивидуальности каждого педагога, с другой стороны – формирование сплоченной общности профессионалов-единомышленников, способной коллегиально решать проблемы обновления содержания и организации образовательно-воспитательной деятельности СЮТ.

Для выполнения задач становления педагогического коллектива, способного работать в пространстве гуманистической образовательной идеологии необходимо ориентироваться на соответствующую модель педагога. Желательно, чтобы педагог, работающий в УДО с гуманистической ориентацией, обладал:

         - гуманистическим мировоззрением, признающим в качестве главной ценности личность ребенка;

         - высоким уровнем профессиональных и психолого-педагогических знаний;

         - основами педагогической техники (коммуникативными, творческими, прогностическими способностями, умением управлять собственным эмоциональным состоянием, ораторским искусством, актерским мастерством и т.п.);

         - способностью к высокому уровню эмпатии и самоанализу.

Работу по совершенствованию социально-психологического климата педагогического коллектива СЮТ предполагается внести по следующим направлениям:

         - проведение с педагогами цикла бесед и лекций по психологии общения;

         - разработка практических рекомендаций по совершенствованию стиля руководства педагогического и детского коллективов;

         - разработка системы материального и морального стимулирования педагогов и лучших учащихся СЮТ.

          Основываясь на приведенных выше материалах,  учитывая изменения в требованиях к качеству обучения, Станция юных техников   реализует принципы непрерывности  и вариативности образования через создание многомерного образовательного пространства для детей в возрасте от 6 до 18 лет по схеме:

 

programma_razvitiya_17-19_4.png                                 

       Реализация обучения по данной схеме требует:

-  разработки схем взаимодействия с образовательными учреждениями, с семьями;

- разработки систем тестов и диагностики для выявления профориентационных способностей и склонностей, особенностей личностного развития  с разработкой рекомендаций (выявление перспективных детей на первом и втором уровнях);

- поиска и налаживания связей с вузами (МАИ, МИФИ, МАДИ, МВТУ им. Баумана,  и др.), разработки структуры взаимодействия с ними.

         Важнейшим средством  управления учебно-воспитательным процессом является систематический контроль за учебной работой.  На СЮТ   контроль проводится в нескольких формах:

  • опрос, собеседование;
  • реферат;
  • защита творческой работы;
  • защита исследовательской работы;
  • участие в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, выставках, научно-исследовательских конференциях и т.д.;
  • выполнение спортивно-технических нормативов;
  • тестирование.

        На сегодня такая система контроля устраивает, но в связи с ростом требований к качеству обучения появляется потребность в новых формах и методах контроля, которые бы   с учетом  нашей специфики  оказывали существенное влияние на повышение  эффективности учебного процесса.  Поиск таких форм и методов – одна из задач МОУ ДО «СЮТ»  на ближайший период. 

Программное обеспечение

 

        Обеспечение уровня образования, соответствующего современным требованиям, достигается не только за счет использования государственных программ, рекомендуемых Министерством образования России (т.н., типовых), а также за счет использования адаптированных и «авторских» программ,  реализация которых с большим эффектом способствует выявлению и развитию способностей каждого воспитанника, воспитанию творчески мыслящей личности, способной адаптироваться  к условиям новой жизни.

        Обновление содержания дополнительного образования является для Станции юных техников  одной из  актуальных проблем.  Остро ощущается необходимость стимулировать  создание программ нового поколения – программ, выступающих как средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его к общечеловеческим ценностям, возведения базиса личностной культуры.

 

           Перечень программ, реализуемых в МОУДО «Станция юных техников»

 п/п

Название дополнительной образовательной программы, уровень

Возраст обучающихся

 

Количество часов

Срок реализации

1

«Авиамоделизм», стартовая

7-13

144

1 год

2

«Авиамоделизм», базовая

8-18

216

2 года

3

«Ракетомоделизм», стартовая

7-13

144

1 год

4

«Ракетомоделизм», базовая

8-18

216

1 год

5

«Ракетомоделизм (инженерно-космический класс)», стартовая

9-14

72

1 год

6

«IT-конструктор», стартовая

9-15

144

1 год

7

«IT-конструктор», базовая

9-17

216

2 года

8

«IT-конструктор» (инженерный класс)

10-14

36

1 год

9

«Автоспорт», стартовая

7-14

144

1 год

10

«Автоспорт», базовая

8-18

216

2 года

11

«Автомоделизм», стартовая

9-13

144

1 год

12

«Автомоделизм», базовая

10-17

216

2 года

13

«Судомоделизм», стартовая

7-16

144

1 год

14

«Начальное техническое моделирование», стартовый

6-18

144

1 год

15

«Конструирование и моделирование технических объектов», стартовый

7-18

144

1 год

16

«Информационные технологии», стартовый

14-18

144

1 год

17

«Столяры-конструкторы», базовый

14-18

144

2 года

18

«Столяры-конструкторы» базовый

14-18

216

2 года

19

«Робототехника для начинающих», стартовый

6-10

144

1 год

20

«Робототехника», стартовый

9-14

144

1 год

21

«Мехатроника и робототехника», стартовый

12-17

144

1 год

22

«Компьютерная графика», стартовый

9-16

144

1 год

23

«Компьютерная графика», базовый

10-17

144

1 год

24

«Основы компьютерной графики»

8-12

36

1 год

25

«Умелые руки», стартовый

6-15

144

1 год

26

«Юный умелец», стартовый

7-12

144

1 год

27

«Керамика», стартовый

6-12

144

1 год

28

«Юный конструктор», стартовый

10-18

144

1 год

29

«Технологическое оборудование в кулинарии», (для ОВЗ), стартовая

14-18

144

1 год

30

«Технологическое оборудование в кулинарии», базовая

14-18

216

2 года

31

«Информационные технологии в астрономии», стартовая

14-18

144

1 год

32

«Основы электротехникики», базовая

14-18

144

2 года

33

«Основы электротехникики», базовая

14-18

216

2 года

       Не секрет, что хорошая, а еще лучше, отличная программа является залогом успешной педагогической деятельности. Для решения этой проблемы большую помощь оказывают сборники авторских образовательных программ, лауреатов Всероссийских конкурсов. Но и  на СЮТ также ведется  работа по накоплению и отработке учебного материала для составления учебных программ  «нового» поколения».

Осуществление Программы развития

          Реализация основных задач Программы развития позволила педагогическому коллективу  СЮТ выделить приоритетные направления деятельности:

- развитие творческой ориентации детей младшего и среднего школьного  возраста;

- личностно-нравственное и профессиональное самоопределение детей на основе их трудовой занятости, ранняя профориентация и   профессионализация, суть которого в приобретении необходимых качеств для будущей профессии;

- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;- разработка и реализация нетрадиционных программ дополнительного образования детей, педагогических  технологий и механизмов их реализации;

- поиск содержания и организационных форм включения воспитанников в научно-исследовательскую деятельность.

 

Весь комплекс задач, выполнение которых способствует реализации поставленной цели, можно разбить на следующие основные группы:

Задачи по  реализации цели обучения

programma_razvitiya_17-19_5.png

 

Стимулирование творческих поисков педагогов.        

         Совершенствование организации  образовательного процесса  требует, в первую очередь, обновления материальной базы и содержания образования.           

        Под обновлением материальной базы подразумевается полная компьютеризация учебно-воспитательного процесса, а именно – обеспечение кабинетов и мастерских необходимой оргтехникой (компьютер, медиа-проектор, интерактивные доски и т.д.) что позволит повысить качество учебного процесса. Но это потребует, в свою очередь, обучения педагогического коллектива компьютерным технологиям.

       Обновление содержания образования должно быть дополнено его реорганизацией со стороны формы. Такая реорганизация выражается в освоении педагогами инновационных технологий, соответствующих концепции развивающего, личностно-ориентированного образования. В этой связи предстоит осуществить:

1 . Диагностику реальных возможностей воспитанников.

  1. Введение дифференцированного подхода к обучению и воспитанию

    детей.

  1. Разработку пакета методических рекомендаций к реализуемым образовательным программам с описанием способов осуществления поддержки обучающихся.
  2. Внедрение системы стимулирования и поощрения инновационной дея-тельности педагогов.

          В соответствии с поставленными задачами повышаются требования к реорганизации методической службы, которая должна быть нацелена на рациональное и оперативное использование новых технологий, методик, форм обучения, обобщение опыта в решении образовательных и воспитательных проблем.

      Наиболее важным аспектом методической службы можно признать работу по созданию условий для постоянного повышения профессионального мастерства педагогов, для чего необходимо:

  • действенная система распространения передового педагогического опыта в объединениях (мастер-классы, фестиваль творческих идей, педагогический вернисаж, организация творческих и групп, конкурс «Педагог СЮТ» и т.п.);
  • сформировать банк данных инновационного опыта педагогов СЮТ;
  • организовать службу методической помощи педагогам для решения ими различных педагогических проблем.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

 

           Программа развития Станции юных техников  рассчитана на период с 2019 по  2021 годы.

I этап (2019г.) – аналитико-диагностический:

         Основные задачи этапа:

- изучение состояния и проблем СЮТ;

- осмысление имеющегося опыта по организации деятельности учреждения;

- изучение социального заказа в адрес СЮТ;

- формирование концепции развития СЮТ;

- разработка плана поэтапного обновления системы деятельности СЮТ.

II этап (2020г.) – диагностико-проектировочный:

         Направления работы:

- диагностика трудностей и проблем всех участников образовательного процесса;

- системное моделирование педагогической поддержки ;

- анализ работы СЮТ по становлению и развитию гуманистически ориентированного  образовательного учреждения.

 

III этап (2021г.) – основной (практический):

         Задачи этапа:

- открытие новых детских объединений в составе СЮТ;

- разработка новых образовательных программ;

-  развитие социально-педагогической практики учреждения;

- совершенствование организации образовательного процесса;

- введение системы воспитания в образовательный процесс;

 

IV этап (2021г.) - обобщающий:

     Направления работы:

  1. Анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными задачами.

         Задачи:

- анализ результатов введения инноваций в деятельность учреждения;

- систематизация полученных данных;

- организация работы по использованию полученных данных;

- внедрение в практику положительного опыта.

 

 План действий по реализации Программы развития МОУ ДО «Станция юных техников» 

на период 2019-2021 годов

№№

           Содержание мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

9.

Плановая учеба педагогов СЮТ по направлениям: «Общие основы педагогики и психологии», «Правовое обеспечение образовательного  процесса», «Мониторинг в образовании», «Аттестация педагогических кадров», «Содержание и организация методических служб», «Основы методической работы», «Аттестация и аккредитация УДО», «Современные образовательные технологии», «Охрана труда».

Организация семинаров-практикумов для педагогов по теме: «Воспитательная работа в УДО» (с привлечением специалистов городского МЦ и УО).

 

Разработка методических рекомендаций по технологии осуществления педагогами воспитательной работы в процессе учебной и досуговой деятельности.

 

Совершенствование организации образо-  вательного процесса:

   - освоение педагогами методик дифференцированного обучения и воспитания детей в УДО (с предоставлением соответствующих  приложений к своим образовательным программам);

   - совершенствование форм и методов педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников;

      - разработка методических приложений к реализуемым образовательным программам.

 

Реорганизация методической работы:

   - создание постоянно обновляемого банка информации по вопросам обобщения и распространения инновационного опыта в системе дополнительного образования;

   - организация постоянно действующей системы индивидуальных консультаций педагогов по вопросам проектирования учебно-воспитательного процесса в условиях инновационного режима;

   - организация на базе СЮТ центра повышения квалификации педагогов дополнительного образования по техническим и другим направлениям;

- организация ежегодного конкурса по техническому и декоративно-прикладному творчеству  «Мастера» для учащихся образовательных учреждений города.

 

Участие в областной целевой программе «Развитие образования Московской области на 2015  -2020  годы» по разделам: «Воспитание и дополнительное образование детей».

 

«Научно-познавательная и исследовательская деятельность, техническое творчество учащихся»:

 

 -разработка и реализация областных и муниципальных мероприятий по поддержке научно-исследовательской деятельности учащихся и детского технического творчества;

   - формирование информационного банка «Научно-исследовательская деятельность и техническое творчество школьников»;

   - научно-методическая и материально-техническая поддержка проектов деятельности учреждений дополнительного образования детей технического профиля;

   - формирование учебно-методических лабораторий детского технического творчества в УДО в целях реализации мероприятий областного значения для детского и педагогического коллектива.

 

Работа по совершенствованию социально-психологического климата педагогического коллектива:

      - проведение с педагогами цикла бесед и лекций по психологии общения;

   - разработка практических рекомендаций по совершенствованию стиля руководства педагогическим и детским коллективами.

 

   Разработка системы материального и морального стимулирования педагогов и лучших учащихся СЮТ.

2019 – 2020,

 

 

 

 

 

2020-2021 учебные года

 

 2019-2020 уч. г.г.

 

 

2019-2021уч.г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 –2021 уч. г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2019-2020 уч.г.

 

 

 

В течение года. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2019-2020 уч. г.

 

 

 

 

 

 

2019-2020 уч. г.

Заместители директора по УВР

 

 

 

 

Директор, заместители директора по УВР

 

Зам. директора по УВР

 

Зам. директора по УВР

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам. директора по УВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заместители директора по УВР

 

 

Заместители директора по УВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор

 

 

 

 

 

 

Директор

 

programma_razvitiya_17-19_9.PNG